24.09.2018. APCNEWS.RU. Добрый день, дорогие слушатели! Сегодня мы начнем с вами беседу о мусульманском культе, очень важная тема.
Об этом Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт Magisteria.ru.
Служение Богу
Однажды Ибн Таймию — Ибн Таймия — это крупный мусульманский богослов и правовед, вторая половина XIII — первая четверть XIV веков — однажды Ибн Таймию спросили, что означают слова Корана «О люди, служите Господу вашему, который создал вас». Это 2-я сура, 21-й айат. И Ибн Таймия ответил на этот вопрос так: «Это слово [слово «служите»] означает все, что Бог любит, все, что Бог любит и чего он хочет, все, соделанное словом или делом, явно или тайно, поэтому молитва и очистительная милостыня, пост и паломничество, сердечное слово и верность, доброжелательность к родителям и родственникам, поощрение доброго и запрет худого, борьба с неверными и лицемерами, доброе отношение к соседу и сироте, к путнику и рабу, людям и животным, мысленная молитва и частое поминание Бога, чтение Корана и все подобные дела суть служение. Вот почему Всевышний сказал: «Я создал джинов и людей только ради того, чтобы они служили Мне»».
Служение как послушание Богу, и в этом смысле поклонение Богу, реализуется в исламе прежде всего через соблюдение «пяти столпов ислама». Эти столпы, собственно, и составляют основу культа в исламе. Можно сказать, что столпы ислама определяют поведение мусульманина в трех нерасторжимых планах: относительно Бога, относительно ближнего и относительно самого себя. Главное дело относительно Бога есть молитва, относительно людей — милостыня, которую следует понимать не как внешнее формальное предписание, а как справедливое и милосердное отношение к ближнему, ну и в отношении самого себя это прежде всего воздержание, которое выражается в том числе и в посте.
Есть такой хадис, который передал Абдаллах ибн Умар: «Пророк, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Ислам основан на пяти: свидетельстве, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — посланник Бога; выстаивании молитвы; уплате закята; совершении хаджа к Дому; посте в Рамадан». Вот эти пять культовых предписаний мусульмане называют пятью столпами ислама, потому что на этих столпах действительно реально стоит ислам. Они действительно представляют собой те основополагающие принципы, без которых он не мыслим. В этом хадисе, может быть, были какие-то непонятные слова, я поясню. Уплата закята — это имеется в виду очистительная милостыня, сегодня мы будем о ней говорить, а совершение хаджа к дому — имеется в виду паломничество к Каабе. В Коране — как синоним главной святыни мусульман, Каабы, употребляется слово «бейт» (дом). Имеется в виду бейтуллах (Божий дом).
Первый столп: свидетельство
Итак, первый столп — это свидетельство (шахада). Мусульмане часто, на каком бы языке они ни говорили, говорят вот это арабское слово «шахада». Шахада, потому что это свидетельство начинается со слов «ашхаду» (я свидетельствую). Вот это свидетельство можно назвать действительно кратким символом веры ислама. В исламе, в отличие от христианства, никогда не формулировался какой-то официальный и общепринятый символ, но его место занимает свидетельство (шахада).
О чем должен свидетельствовать мусульманин? Прежде всего, в Коране о себе свидетельствует сам Бог: «Истинно, Я Бог; кроме Меня, нет никакого бога. Потому поклоняйся Мне, совершай молитву во имя Мое» (20-я сура, 14-й айат). И вот ответ верующего — это как бы возвращенное свидетельство, и мусульманин обязан свидетельствовать о двух важнейших для него истинах: о едином и единственном Боге и о пророческой миссии Мухаммада. Поэтому иногда говорят о двух свидетельствах, шахадатан (двойственное число). И свидетельствует мусульманин, произнося следующую формулу: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — Посланник Бога».
На мой взгляд, именно так нужно переводить на русский язык это свидетельство, потому что вот «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха» — это звучит, во-первых, непонятно, а во-вторых, собственно говоря, получается, что нет Бога, кроме Бога. Именно в такой редакции — «нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — Посланник Бога» — в Коране мы не встречаем эту главную формулу, вероисповедную формулу мусульман, но вот максиму «нет божества, кроме Бога» можно назвать рефреном проповедей всех коранических пророков.
Единственность Бога, которому подобает поклоняться, первым в Коране удостоверяет Ной: «Некогда мы послали Ноя к народу его, он сказал: «Народ мой, поклоняйтесь Богу. Кроме его, у вас нет другого Бога. Истинно я боюсь наказания вам в великий день»» (7-я сура, 59-й айат). И вслед за Ноем и другие пророки, например, аравийский пророк Худ, призванный проповедовать адитам, провозглашает: «Он сказал: «О народ мой, поклоняйтесь Богу, нет у вас божества, кроме Него»». Вслед за Худом другой аравийский пророк, Салих, призывает самудян: «О народ мой, поклоняйтесь Богу, нет у вас никакого божества, кроме Него».
И последним эту истину удостоверяет Мухаммад, которому Бог повелевает: «Скажи: «Я ведь только увещеватель, и нет никакого божества, кроме Бога, единого, могучего»». Или в другом месте: «Скажи: «Мне повелено поклоняться Богу, очищая пред Ним веру, и мне повелено быть первым из мусульман»». Первым из мусульман, то есть из предавших себя, вверивших себя Богу. Причем в Коране о единстве и единственности Бога свидетельствуют не только пророки, но и Он Сам, как я уже говорил, и силы небесные, и все, кто наделен знанием: «Свидетельствует Бог, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме Него, великого, мудрого» (3-я сура, 18-й айат). А вот вторая часть шахады, она тоже встречается в Коране однажды: «Свидетельствуем, что ты Посланник Бога» (63-я сура, 1-й айат). Правда, в приведенном мной только что айате это говорят «лицемеры» (мунафикун). Однако Бог, обличая лицемеров, как лжецов, удостоверяет, что они, не веруя, тем не менее говорят истину: «Бог знает, что ты Посланник его» (63:1).
В раннем исламе шахадой как молитвенным возгласом мусульмане, по всей вероятности, отличали себя от других людей, в первую очередь, от язычников-многобожников. Во время битв это свидетельство служило боевым кличем, и отсюда появилось понятие шахид (воин) — воин, павший в войне против неверных с шахадой на устах, мученик за веру, кого Бог удостоит особой милости: «Те, которые повинуются Богу и сему посланнику, те будут вместе с теми, кого облагодетельствует Бог, — с пророками, праведниками, с мучениками [шухада], с благочестивыми. Как прекрасно быть друзьями им» (4-я сура, 69-й айат), – то есть среди пророков, праведников, благочестивых есть и мученики за веру.
Ну и шахада является не просто одной из главных молитвенных формул и максим в исламе. Ее произнесения в присутствии двух мусульман-мужчин, если только она не приводится в качестве грамматического примера (такую оговорку можно сделать), если вы не мусульманин, но хотите привести шахаду как грамматический пример, вы просто делаете оговорку, но если эта шахада произносится с намерением (ниййа) дважды в присутствии двух мусульман-мужчин, это делает человека мусульманином. В принципе, этого достаточно.
Второй столп: молитва
Второй столп ислама — это молитва (арабское «салят» и более знакомое нам персидское «намаз»). Молитва совершается пять раз в день в строго установленное время. То, что для молитвы есть определенное время, говорится уже в Коране, но в Коране не уточняется, в какое время и сколько молитв. В Коране говорится просто: «Молитесь утром, днем и вечером». А вот уже в хадисах и шариатом, мусульманским законом, установлена обязательная уставная молитва пять раз в день.
Первая молитва — это, естественно, утренняя молитва, которая должна совершаться между рассветом и восходом солнца, то есть когда рассветет, но солнце еще не взошло. Вторая молитва — полуденная. Она совершается сразу после прохождения солнцем зенита. Третья молитва — послеполуденная, или предвечерняя. Она должна совершаться до захода солнца, строго время здесь не установлено. Четвертая молитва — вечерняя. Она совершается после захода солнца, но до наступления темноты. И, наконец, пятая — это ночная молитва, которая совершается в любое время с наступлением темноты.
Есть указание, когда не следует, нежелательно молиться. Например, точно в полдень или непосредственно в моменты восхода или захода солнца. Ну и сверх пяти обязательных, уставных молитв поощряются, но это уже рекомендуемые действия, поощряются дополнительные молитвы, любое число дополнительных молитв, которые прославляют Бога. В них уже могут содержаться прошения, испрашивания прощения и так далее и так далее.
Перед тем, как приступить к молитве, мусульманин должен совершить ряд очень важных действий. Прежде всего, в мусульманских странах к молитве мусульманина призывает азан — призыв на молитву, который провозглашает муэдзин. Провозглашает с минарета. Собственно, минарет в мечети — главное его назначение — это служить трибуной для муэдзина, который призовет вас на молитву. Азан (призыв на молитву) состоит из четко сформулированных семи формул, которые никогда не меняются. Но вот произнесение этих формул — это искусство, и существуют даже конкурсы между муэдзинами, конкурсы чтения азана. Как есть конкурсы чтения Корана, так вот и есть конкурсы чтения азана.
Каковы эти семь формул? Муэдзин сначала четырежды провозглашает: «Бог велик» (Аллаху акбар). Затем вторая формула: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога». Она повторяется дважды, затем также дважды: «Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Бога», то есть первая часть шахады и вторая часть шахады. Четвертая формула — «Спешите на молитву», также дважды. Пятая — «Ищите спасения», дважды, а перед утренней молитвой добавляют «Молитва лучше сна». Шестая формула — «Бог велик», дважды повторение. И седьмая формула — «Нет божества, кроме Бога».
Услышав азан, мусульманин должен остановиться и повторять его вслед за муэдзином, а становясь на молитву, мусульманин прежде всего про себя заявляет о своем намерении (ниййа). Я говорил вам, что это понятие будет неоднократно в наших беседах появляться. Он должен произнести молитвенную формулу: «Я намереваюсь вознести Богу, только Ему одному, обратив лицо по кыбле, молитвы двух (трех, четырех) ракатов».
Опять же тут есть слова, которые требуют пояснения. Что такое ракат (рака)? Это совокупность коранических сур, молитвенных сур, молитвенных формул, молитвословий, которые сопровождают установленными ритуальными движениями и положениями тела. В мусульманской молитве очень большое значение придается и телу. Тело участвует в молитве, например, стоя, в поясном поклоне, в земном поклоне, сидя на пятках. Все это следует друг за другом в строго определенном порядке. И вот такой молитвенный цикл называется ракатом. Молитва может состоять, в зависимости от времени, когда она совершается, от двух до четырех ракатов. Утренняя молитва состоит из двух ракатов, полуденная — из четырех, предвечерняя тоже — из четырех, молитва на закате, или вечерняя — из трех и ночная — опять же из четырех ракатов.
Молитва всегда начинается со словословия Богу: «Хвала тебе, Боже, и слава Тебе». Затем произносится нам уже известная басмала: «Во имя Бога милостивого, милосердного». Затем в первом ракате обязательно произносится формула «Прибегаю к Богу от сатаны, побиваемого камнями», и затем читается Фатиха, первая сура Корана, которая читается в каждом ракате. А в первом ракате вслед за фатихой читается еще одна сура Корана, короткая, естественно. Если молитва происходит в мечети, то эту вторую суру выбирает, естественно, имам или мулла, а если эта молитва дома, то уже на усмотрение молящегося.
А в конце заключительного раката читается приветствие – приветствие Богу, пророку и мусульманам, слугам Божьим, и затем читается молитва Авраама. Обратите внимание: мусульманин по крайней мере пять раз в день читает молитву Авраама, так в мусульманской традиции ее называют: «Боже, благослови Мухаммада и род Мухаммада, как Ты благословил Авраама и род Авраама, ниспошли благословение Мухаммаду и роду Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Аврааму и роду Авраама в этом и в ином мирах». Ну и затем читается заключительный таслим: «Мир вам, милость Бога и Его благословение».
Молитва, ритуальная молитва, уставная молитва может совершаться в любом чистом месте, как индивидуально, так и коллективно, и в принципе молитва — это хоть и обязательная вещь, но сугубо индивидуальная. Но также есть желательное действие: мусульманин должен в пятницу молиться в мечети, хотя бы одну из пяти молитв совершать в мечети.
Скажем несколько слов о мечети. Мечеть (арабское масджид) — место, где совершают земные поклоны. Если буквально, «саджада» — поклоняться, совершать земные поклоны. Это прежде всего молитвенное здание в исламе. Различают пятничные, или соборные мечети, квартальные мечети и домашние мечети.
Хотя молитва, в принципе, может совершаться в любом ритуально чистом месте, однако уже к концу VIII века сложился специфический облик мечети и различные ее функции. Помимо собственно молитвенного здания (как правило, с галереями) и двора, где обязательно должен находиться водоем для омовения, большинство мечетей имеет один или несколько минаретов, но в принципе для мечети обязательны только два условия: это молитвенное помещение, молитвенное здание, и водоем, где мусульманин должен совершить омовение перед молитвой.
Это тоже обязательное для мусульманина действие. К молитве следует приступать в чистоте помыслов и тела. Чистота помыслов подразумевает прежде всего молитву, покаяние, искупление совершенных грехов в какой-либо форме. Ну а очищение тела — это прежде всего омовение, либо частичное, либо полное, человек полностью погружается в какой-либо водоем. При частичном омовении обязательно моются кисти и руки до локтей, ступни ног, лицо и затылок.
Большинство мечетей, как я сказал, имеют один или несколько минаретов, от одного до четырех, как правило. Минарет (манара) — первоначально, место, где зажигают огонь. Это башня, с которой, как я уже говорил, муэдзин возглашает призыв на молитву. Не исключено, что идея минарета восходит к христианской колокольне. По крайней мере, в раннем исламе христианские храмы на занятых мусульманами территориях перестраивались в мечети, а колокольни – в минареты. Причем, как правило, они не отнимались насильно, а просто христиане отдавали за ненадобностью: поскольку число христиан сокращалось, храмы отдавали или продавали мусульманам. Архитектура минаретов, уже специфическая архитектура складывается, судя по всему, к середине IX века.
Их формы весьма разнообразны и определяются во многом местными архитектурными традициями. Они могут быть квадратными, цилиндрическими, восьмигранными, спиралевидными, приземистыми или высокими. Те минареты, которые мы с вами знаем и видим, — это османский стиль: высокие, цилиндрические минареты.
Внутри самой мечети, в молитвенном помещении, находится михраб. Это тоже обязательный атрибут мечети. Михраб — это, как правило, ниша в стене, ориентированная строго в сторону Каабы, которая находится в Мекке, и она указывает направление, в котором должны быть обращены лица молящихся.
В мусульманских странах кыбла указывается в любом помещении, в том же гостиничном номере. В каждом номере стоит непременно табличка, на которой по-арабски написано «кыбла», и она указывает, в какую сторону надо встать лицом во время молитвы.
Кроме михраба, в мечети обязательно должен быть минбар. Это кафедра, которая находится справа от михраба, кафедра, с которой проповедует имам. В исламском богослужении проповедь предшествует самому богослужению, то есть сначала имам, встав на вторую ступеньку кафедры, произносит проповедь, а затем уже начинается богослужение. Собственно, вот это обязательные для любой мечети вещи: водоем во дворе, а в самом молитвенном помещении михраб и минбар. Все остальное уже относится, так сказать, к рекомендуемым вещам.
Полы в мечети, как правило, устланы коврами или циновками, но тоже не обязательно. Галереи, которые тоже рекомендуются, предназначены для женщин, которые должны молиться отдельно от мужчин. Это так же, как и в иудаизме. Но если галереи нет, то огораживается специальное место внутри мечети для женщин, либо женщины просто входят в мечеть вслед за мужчинами, когда все мужчины уже вошли, и становятся позади и тоже совершают молитву. При входе в мечеть, в само молитвенное помещение мусульманин обязательно должен снять обувь. Это обязательное предписание. Голова мужчин может быть покрыта и, как правило, покрыта, но это уже рекомендуемое, необязательное, а головы женщин, естественно, должны быть покрыты.
Одна из характерных черт мечети, что ее принципиально отличает от христианского храма, — внутри не допускается никаких изображений. Я уже говорил, что ислам не запрещает изображения вообще, но вот изображения внутри мечети действительно запрещены, изображения людей или живой природы. Мечеть украшается лишь специальными каллиграфическими надписями, как правило, кораническими айатами или изречениями Мухаммада из хадисов и разнообразными орнаментами. Именно поэтому орнамент в мусульманской культуре получил такое развитие.
Мечеть занимает особое место в жизни мусульманина. Это не только молитвенное здание. Это также и общественное здание с самыми разнообразными назначениями. В первые века ислама в соборных мечетях хранилась, например, казна, то есть такая функция банка выполнялась тоже мечетью. В мечетях объявлялись указы. Правители или наместники выступали в мечетях перед народом. Судьи вели судебные разбирательства и принимали жалобщиков. До появления специальных школ в мечетях учили грамоте: мактаба — начальная школа, медресе — средняя и высшая школа.
Эти функции в соборных мечетях сохраняются и сегодня. При мечетях, таким образом, возникали первые учебные заведения. Например, знаменитый университет мусульманский, сегодня крупнейший мусульманский университет в мире, аль-Азхар, каирский университет, он возник первоначально в X веке просто как медресе при каирской мечети Фатимидов.
В мечети мог переночевать приезжий, но не в самом молитвенном здании, естественно. Рядом с мечетью всегда строились какие-то дополнительные здания, и вот в том числе своего рода постоялый двор для путешествующих. В квартальных мечетях по вечерам собирались мужчины, чтобы за чаем и кофе обсудить свои дела, то есть мечеть выполняла и выполняет роль своего рода клуба. Мечети были и остаются центрами не только религиозной, но и культурной, политической, экономической и общественной жизни. Поэтому, хоть я и сказал, что для мечети обязательно только молитвенное здание и водоем для омовения, но на самом деле мечеть, крупные мечети, соборные мечети, — это, как правило, не одно здание, а комплекс зданий.
На молитву мусульмане становятся в мечети рядами. Впереди стоит имам. «Амама» — это на самом деле первоначально просто «стоять впереди», предстоять. Только проповедь имам произносит лицом к молящимся, а затем он становится перед михрабом, перед нишей, лицом в сторону Каабы и совершает богослужение. В принципе, функции имама может совершать любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран на арабском языке, но, естественно, имамы, как правило, имеют богословское образование, среднее или высшее. Есть еще понятие «имам-хатыб». Это имам, который имеет право произносить проповеди.
Первая в истории ислама мечеть была построена вскоре после прибытия Мухаммада в Ясриб, которая стала Мединой, в селении Куба. Сегодня это селение Куба уже входит в сам город Медину. Это произошло во время переселения, в 622 году, а через год, в 623 году, была возведена мечеть рядом с домом Мухаммада, непосредственно граничащая с домом Мухаммада, которая впоследствии получила название «Мечети Пророка» (Масджид ан-Набави), вторая святыня мусульман после мекканской мечети.
Мекканская мечеть — Заповедная мечеть, или Запретная мечеть, можно встретить и такой перевод (Масджид аль-харам) — реально она была заложена при втором праведном халифе Омаре (Умаре), но идея этой мечети, связанной с Каабой, несомненно, принадлежит Мухаммаду, и в Коране, она еще не существует, так сказать, в реальности, тем не менее, упоминается. Упоминается она в связи с тем, что Мухаммад в мединский период получает повеление от Бога молиться, обратив лицо в сторону Заповедной мечети. То есть вот эта молитвенная ориентация, она формулируется в мединский период, после переселения Мухаммада из Мекки в Медину.
Третий столп: милостыня
Третий столп ислама — это очистительная милостыня (закят). Арабское слово «закят» имеет два значения: увеличение, рост, процветание и второе значение — очищение. И оба эти значения соответствуют смыслу, который шариат придает закяту. В качестве шариатского термина слово «закят» используется для обозначения бескорыстной передачи бедному мусульманину части денежных средств и имущества более состоятельным человеком.
Считается, что, выплачивая закят, человек освобождает себя, свою душу от порока скупости, от грехов. В Коране сказано: «Что бы вы ни потратили, Бог возместит вам» (34-я сура, 39-й айат). А в одном из хадисов сообщается, что пророк сказал: «Выплата милостыни никогда не уменьшит богатства». Также в Коране утверждается: «То, что даете вы в рост, чтобы оно возросло от имущества других людей, не возрастет перед Богом; то, что даете вы в очистительную милостыню, желая лика Божия, — для таковых оно удвоится» (30:39). «То, что даете вы в рост» — это имеется в виду ростовщичество, взимание процента с одолженных денег.
Вот ростовщичество (риба) категорически осуждается уже в Коране и запрещается шариатом, но всячески поощряется очистительная милостыня. Выплачивать закят обязан каждый взрослый и дееспособный мусульманин, владеющий определенным минимумом имущества (нисаб). Выплачивается он с денежных средств, товаров, золота, серебра, скота, посевов, виноградников и финиковых пальм отдельно. Это все предусмотрено шариатом.
Судя по всему, взимание закята при Мухаммаде началось только в конце его жизни, его проповеди в Медине, потому что четкое определение, что такое закят и какие категории мусульман относятся к тем, кому выплачивается закят (милостыня), определяются только в последних сурах Корана, в 9-й и 5-й сурах.
Например, в предпоследней суре, в 9-й, сказано: «Милостыня предназначена лишь бедным, неимущим, тем, кто занимается [сбором и раздачей], чьи сердца хотят завоевать, на выкуп [для освобождения] рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Бога,
путникам. Так предписано Богом, воистину, Бог — знающий, мудрый» (9-я сура, 60-й айат).
путникам. Так предписано Богом, воистину, Бог — знающий, мудрый» (9-я сура, 60-й айат).
Но тут нужно пояснить некоторые определения. Под теми, «чьи сердца хотят завоевать», подразумеваются люди, которые только склоняются к принятию ислама, им тоже выплачивается как бы поощрительный закят. Под «делами во имя Бога» подразумевается либо джихад (в широком толковании – борьба за веру), в том числе и сегодня, прежде всего благотворительность.
Сегодня часть от закята перераспределяется на больницы, приюты, благотворительные общества и так далее и так далее. В айате, который я процитировал, понятие милостыни передается словом «садака», которое в раннем исламе употреблялось, преимущественно, как синоним термина «закят». Само слово «закят» тоже в Коране есть, естественно. А вот позже словом «садака» стали обозначать добровольное пожертвование, дополнительную милостыню, которую мусульманское право относит к категории рекомендуемых деяний (мандуб). В каждой мечети при входе есть какой-нибудь резервуар, на котором написано «садака», с тем чтобы мусульманин мог что-то от себя добровольно пожертвовать в пользу мечети, нуждающихся мусульман и так далее. Садака рассматривается мусульманским правом как прежде всего как один из способов искупительных действий (каффара). Ну а принимать — это тоже строго оговаривается — принимать такую милостыню, как закят, так и садаку, может только тот, кто не в состоянии сам ее давать.
Итак, сегодня мы рассмотрели три из пяти столпов ислама, еще два – тоже очень важных — уже в следующий раз.
Материалы
- Ибн Хаджар аль-‘Аскалани. Булуг аль-марам. Достижение цели. М.: УММА, 2011.
- Мусульманину об исламе. Обряды и молитвы. М.: Iman, 1993.
- Мухаммад Насируддин аль-Албани. Хадж пророка. Обряды хаджа и умры. М.: UMMAH, 2007.
- Ханников А. А. Хадж в Мекку. М.: «Мельников И.В.», 2012.
- Энциклопедия намаза. М.: Библиотека «Рисалат», 2011.
Комментариев нет:
Отправить комментарий