вторник, 25 сентября 2018 г.

Загадки провинциальных портретов



25.09.2018. APCNEWS.RU.    Интерес к провинциальной живописи возникший в 70 годах XX века не угасает и по сей день. Продолжается исследование художественных произведений, выяснение авторства и времени создания портретов.

На фото - Дарья Степановна Карнович.
Особо отметим портрет неизвестного художника Дарьи Степановны Карнович, находящийся среди других портретов  Ярославского художественного музея. [1] Туда он поступил из имения Пятницкая гора в 1926 году после закрытия Великосельского музея и передачи экспонатов из других организаций, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт Культурная Эволюция.

Имение Пятницкая гора. Наследники. Музейные раритеты

Кто она — наша незнакомка? Урожденная Карнович, или представительница смежных родов, к примеру, Самариных или Курманалеевых? Многие исследователи пытались ответить на интересующие нас вопросы. Думаю,  он остается  актуальными; потому предлагаю свою версию происходящего.
Предыстория же такова.
Имением Пятницкая гора Ярославского уезда вблизи села Великого владел секретарь Ярославского общества любителей сельского хозяйства, член Ученого комитета Министерства государственных имуществ Ефим Степанович Карнович (1793-1855). Оно было пожаловано среди прочих имений его деду бригадиру Степану Ефимовичу Карновичу императором Петром 3 в 1761 году.
К Ефиму в 40 – 50 годы на Гору, как называлось в просторечии имение, приезжали известные экономисты, финансисты, знатоки сельского хозяйства, разрабатывавшие проекты отмены крепостного права в России. Многочисленные гости, родственники пользовались его гостеприимством. Ефим Степанович умер в 1855 году, не оставив после себя детей.[2] Основным наследником считался родной племянник, коллекционер, губернский секретарь Валериан Гаврилович Карнович (01.04.1823-17.04.1891). В последние годы перед национализацией, имение Пятницкая гора принадлежало его дочери Ольге Валерьяновне фон Пистелькорс (она же княгиня Палей) — супруге Великого князя  Павла Александровича Романова, сыну  Александру Пистелькорсу и племяннице — Марие Головиной.[3]
Но все это уже было в прошлом, наступали новые времена и вместе с тем, новая жизнь для дворянских усадеб. Комитет по охране памятников искусства и старины села Великого от 30 мая 1919 года сообщал в те дни об осмотре усадьбы, что на горе Пятницкой.
«… Большинству вещей находившихся там, место в музее»….констатировал он.
Среди изъятых вещей имелся портрет самого владельца имения — Ефима Степановича Карновича, написанный в 1835 году художником Николаем Дмитриевичем Мыльниковым (1797 -1842). Где он? Ответа у меня пока нет. Во всяком случае, вначале 20-х годах году он предназначался к обмену культурными ценностями с другими музеями.
Другой портрет (копия) деда Ефима — бригадира Степана Ефимовича Карновича (1707-1788) до дублирования приписывался неизвестному автору 60-70 годов XVIII века. Внешние стилистические признаки, позволяют с большой долей уверенности приписать ее Н.Д.Мыльникову. Авторство второго парного портрета его первой жены Елены Константиновны Карнович (урожденная Шванвич) признается тоже за Мыльниковым,  выполнившим работы  в 1835 году.
Из биографии Степана Ефимовича нам известно, что  в 1762 году он переходит на Русскую службу, назначается на должность бригадира в звании полковника Стародубского полка (бывший Малороссийский). В 1763 г. этот полк был реорганизован и сформирован новый – Карабинерский.
Написание парадного портрета бригадира вероятно приурочено к назначению на новую должность и принятия присяги на верность Екатерине II.[4]
Туда, в Стародуб он и направился для прохождения дальнейшей службы. От прежних пожалований в Малороссии, у него имелось имение  Малая Деременька.


Академия художеств. Художник Степан Григорьевич Карнович, его семья

В это же самое время в Петербурге происходили другие события — открытие Академии художеств с  отделениями живописи, скульптуры и архитектуры. Там и продолжил свое  профессиональное образование племянник  Степана Ефимовича — Степан  Григорьевич (старший) Карнович (р.1746) пришедший из московского университета. Учился он с Мерзляковым Иваном (р.1742), Пурышевым Иваном (р.1843), Шуговым Семеном (р.1741) и другими учениками под руководством художников — граверов Ивана Христофоровича Тейхера и академика Чемесова (1737-1765). Степан Карнович недурно гравировал крепкой водкой и подавал большие надежды. В 1763-1765 году он получил две малые серебряную медаль за рисунок с натуры и рисунок с гипса. Воспитанники, удостоенные  серебряной медалью 2-ой степени, получали звание свободного художника. В 1765 году Степан увольняется из академии со шпагой. Известны его шесть работ, описанные  Ровинским. Одна из них — копия с иностранного оригинала выполнена 16 сентября 1763 году «Три купидона в облаках» в манере Буше. Офорт, в малый лист. Находилась в коллекции И.И.Ваулина.[5]
Важно отметить, Степан кроме граверного курса обучался еще живописи. Его работы, написанные маслом нам неизвестны, но  не ему ли принадлежит авторство некоторых ярославских портретов? По крайней мере, художественный музей города Брянска, краеведческие музеи городов Почепа, Мглина то же пока  не дают положительного ответа.


Но обратимся снова к архивным документам

После окончания академии Степан поступает на службу в Старооскольский пехотный полк и в 1780 году поручиком увольняется из армии и перебирается в уездный  город Мглин, чья сотня входила в Стародубовский полк. В Мглинском уезде  его отец Григорий Ефимович тоже имел недвижимость в Малой Деременьке. В 1787 году Степан  служил дворянским заседателем в Мглинском нижнем земском суде, был женат на дочери полкового хорунжего.[6]
И вот, казалось, — удача! Прихожу к осмыслению нескольких фактов, которые в отдельности, сами по себе ни о чем еще не говорили. В Малороссийской родословной книге Модзалевского нахожу имя Дарьи Степановны Карнович.[7] Если это она — предмет долгих моих поисков, задаю себе новый вопрос, то каким образом ее портрет оказался в Ярославле или имении Пятницкая гора? Ответить на этот вопрос помогли архивные материалы по генерал — майору Алексею Степановичу Карновичу проживавшему в Ярославле во 2-ой части в собственном деревянном доме на Вознесенских прудах.
С детских лет, воспитывался он в Ярославле в доме у своего дяди, коллежского советника Николая Степановича, владельца села Холм Огарев и дома на Духовской улице. Он и принял горячее участие в дальнейшей судьбе мальчика. Происходил  же Алексей из дворян Новгород – Северска и в 1807 году собирался по рекомендации Ярославского дворянского собрания  поступить в С.-Петербургский Сухопутный кадетский корпус. Важно отметить, выясняя год рождения будущего генерала, — в учебное заведение с того же года по указу Императора   стали зачисляться за казенный счет дворянские дети, достигшие возраста 16  и более лет. ГАЯО ф.213 оп.1 д.1659 л.л.17,18,19.[8] Новое учебное заведение стало называться Волонтерским корпусом, впоследствии Дворянским полком. В этой истории важно то, что  Дарья Степановна и, ее сестра Ефимия с Алексеем Степановичем находились в близком родстве и являлись ему родными  сестрами. Этот немаловажный факт  мог бы многое объяснить и задать новые вопросы, которые, одновременно, сами и станут ответами.


Портрет

И так перед нами портрет Дарьи Степановны Карнович, на обороте картины чьей-то рукой написана та же надпись.
С картины, имеющей темно синеватый фон, на нас смотрит девушка с чуть полноватым, девичьей свежести лицом; ее изучающий взгляд полон спокойствия,  уверенности, вызова и достоинства.  Она одета в легкое светло — голубое платье,  подпоясанное выше талии голубой узкой лентой. Такие же  ленты на  укороченных до локтей рукавах, плечах и в длинных темные волосах, спускающихся завитушками до плеч. На открытой до плеч груди, в качестве аксессуара обращает на себя кулон овальной формы с гравировкой латинских букв. Четко читается две латинские буквы «SK», возможно »…Степановна Карнович». Первую букву можно только домыслить. В прочем кулон мог принадлежать и матери Дарьи. Хочется думать, а не является ли автором и кулона и самой картины отец Дарьи – Григорий Степанович. Точно такой же медальон в виде вензеля заглавной букв «Б» мы можем увидеть на картине неизвестного художника XVIII века – «Чета провинциальных дворян».[9]
По форме покроя платья, характеру его отделки, цвета ткани, украшениям, прическе можно предположить период написания картины. Это 1795 — 1799 годы, начало XIX века,  когда в подражании французской моде в России появился античный  женский костюм. Точно такие же женские образы можно увидеть на картинах  В.Боровицкого «Лизынька и Дашенька» — 1794 г., портрете графа Безбородко с дочерью. 1803 г. Ответ об  авторстве упирается в одно «но» — в точные биографические данные наших персонажей; даты рождения Дарьи, смерти художника, которые нам  неизвестны. Пока, можно только предположить дату рождения Дарьи и отнести ее  к  80-м годам XVIII века.
Следующий вопрос о появлении картины в Ярославле не такой  уж сложный. Возможно, портрет Дарьи находился в Ярославле в доме ее брата генерала Алексея Степановича. После его смерти 07.09.1867 вся недвижимость, перешла его жене, Елизавете Александровне Борщевой. Ценные бумаги, картины: портреты царствующих особ Екатерины II, Александра II. Петра I, Марии Александровны,  генерал — лейтенанта Хрулева, М.Муравьева, Александра Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова должны были перейти   его наследникам. Среди них находился и известный в России историк, писатель Евгений Петрович Карнович, а так же Валерьян Гаврилович Карнович у которого имущество находилось на хранении и вероятней всего в его  имении Пятницкая гора.[10]

Кирилл Николаевич Карнович-Валуа, 32 года, в Ярославском художественном музее на фоне портретов своих предков. Встреча состоялась 26 июня 2017 года.

В заключение своего исследования, хочется взглянуть на изложенные факты с известной долей оптимизма. Оно позволит, как и прежде, дать новую пищу для размышлений в разгадке других забытых семейных историй. Впереди у исследователей непочатая работа; фонды архивов, музеев хранят в себе еще много неизвестного. Убежден, изучение исторического прошлого  должно быть повседневной нашей потребностью. «…Человек стоит того, чтобы его рассматривали с большим любопытством, нежели фабрику и развалину».
[1] И.Федорова. С Ямщиков. Ярославские портреты XVIII-XIX веков. стр. 44, 53,92. Всего 234 стр.; ГАЯО, ф.213, оп.1. д.1575, л.50.
[2] ГАЯО, ф.213, оп.1, д.1299,л.4 (об).
[3] ГАЯО, ф.213, оп 1, д.1575, л.л.215(об)-217. Там жед.1571, л.2.2 (об). Там же д.1570. л.1.
[4] И. Ульянов. Регулярная пехота 1801-1855.Изд.АСТ 1907 г. стр.231ё. Всего245 стр.;
ПСЗ Российской империи: Собрание второе: (с12.12.1825 по28.02.1881):(В55-ти т. с указ.) — СПб,1830-1885.
Т.16: с 28июля 1762 по 1765: от № 11.582 до12.301.-1830.
№ 11.587 1 июля 1762 г. О прекращении вербовки в Голштинскую службу. стб. 5.
№ 11.591 3 июля 1762 г. О проведении всех потданных присяге стб.7. Всего стб. 105.
[5] Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов 16-19 в.в. (в 2-х т.) СПб. 1895.
том. 2 К-Ф. 1895 стб. 465-166. Всего 1248 стб.
[6] В.Л.Модзалевский. Малороссийский родословник. Киев. 1908-14. В 4-х томах.  Том 2. Е-К-1910. Стр. 311. Всего стр. 720.
[7] Там же.  В.Л.Модзалевский. стр.315.

[9] Князья, цари и императоры России. Елизавета Петровна, часть 3 № 44 стр. 22. Всего 47 стр.
[10] ГАЯО, ф.346, оп.5,д.85. л.
Александр БЕКЕЕВ, краевед

Комментариев нет:

Отправить комментарий